Цель проблемного интервью - проверить гипотезы и фантазии, которые сопровождают ваше представление о продукте, на реальных людях. Самое простое и эффективное средство - это поговорить с представителями целевых сегментов и задать им вопросы про их прошлый опыт: сталкивались ли они с такими проблемами раньше, как они уже решали такие проблемы и т.п.
Например, если ваша гипотеза "Мы помогаем повышать конверсию на сайте по продаже труб на 5%", то, поговорив с руководителями и/или маркетологами о том, как они раньше повышали конверсию сайта, без презентации вашего продукта, можно выяснить много разных вариантов (далее все гипотетические примеры):
- вообще никогда не думали о повышении конверсии, так как продают в основном через тендеры
- думали о конверсии, но никаких действий не предпринимали, потому что….
- попробовали уже 5 способов повышения конверсии, что-то помогло, и вообще повышение конверсии на 1% дает дополнительной прибыли 100 000 руб в месяц, в том числе пробовали похожее решение и оно не дало эффект.
Во время проблемного интервью:
- Лучше общаться голосом - лично или по телефону/скайпу. Опросы или анкеты вообще не работают, нужен живой человек, который вытащит что-то глубже, чем первый уровень очевидности. Когда интервьюируемый говорит - он может подкинуть в интонации или в случайно сказанных словах идеи о том, что на самом деле является проблемой. В переписке диалог формулируется четче и зацепок для поиска реальных проблем становится меньше.
- Проблемное интервью может занимать от 20 до 60 минут. Если оно занимает 2 минуты - вы что-то делаете не так.
- Заранее для каждого интервью сформулируйте, наличие какой проблемы вы будете проверять. Зафиксируйте себе в скрипте проблемного интервью обязательные вопросы, которые нужно задать, чтобы проверить наличие выбранной проблемы.
- Помните, что главная цель интервью не подтвердить проблему или получить положительную обратную связь про ваше решение (это ничего полезного вам не даст), а исследовать прошлый опыт и действия целевого клиента и уточнить/дополнить/опровергнуть вашу гипотезу проблемы.
- Пропускайте мимо ушей хвалебные отзывы и обещания воспользоваться вашим продуктом - это не дает вам никакой полезной информации. Если клиент на словах говорит, что готов купить ваш продукт, когда он будет готов - просите предоплату прямо сейчас. Если не сможете сделать продукт - вернете предоплату. Если клиент предоплату дать не готов - то возможно ему не так сильно нужен ваш продукт, а вы не нашли реальную боль у клиента, за которую он готов заплатить.
- Обязательно записывайте разговоры на диктофон. Это пригодится далее для расшифровки интервью, фиксации результатов и фраз клиентов, которые они говорят. Эти фразы потом пригодятся в маркетинге и при продажах.
Фиксация результатов:
- В табличке https://goo.gl/fFc2C2 важно заполнять все ячейки для каждого отдельного интервью.
- Записывайте ответы пользователей не общими словами, например "проблема с продажами", а докопайтесь до конкретики и запишите её.